Пятница, 19.04.2024, 02:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Social networks
Music Player
holidays
опрос
Относите ли вы себя к креативным людям?

Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
опрос 2
Что более важно для современного педагога?
Всего ответов: 4
опрос 3_
Выберите картинку, соответствующую вашему настроению на данный момент
Всего ответов: 7
Форма входа
Главная » Статьи » For teachers » New in Education

ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКУЮ ЗОНУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УДК: 371.011.+30(07) К-18

 

ИНТЕГРАЦИЯ В ЕВРОПЕЙСКУЮ ЗОНУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ю.А. Каменская

 

Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления (Семей)

 

 

«Тот, кто думает о сегодняшнем дне страны,

 заботится о хлебе насущном,

                                                                     тот, кто о завтрашнем –

                                                        вглядывается в людские лица».

 

Эта древняя мудрость становится актуальной  в современном мире. Можно только добавить, что обращать внимание в первую очередь нужно на очень юные лица, которые и будут главными героями будущего. Что и делает наш президент. В своих выступлениях Глава государства подчеркивает необходимость пробуждения интеллектуального потенциала нашей нации:

«Наша задача - изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, к служению Родине и народу.

Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне». «Профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики. Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира», - говорится в Послании народу «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана»

Новая Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы, созданная по поручению Главы государства, предусматривает реализацию 9-ти направлений развития.

Особое внимание  в новой Государственной программе уделяется высшему и послевузовскому образованию. В этом направлении предусмотрено повышение качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования. Будет обеспечена интеграция в европейскую зону высшего образования.

Результатом  реализации этого направления станет доступ к качественному образованию, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, развитие коммуникативной и профессиональной компетентности обучающихся, что повысит конкурентоспособность человеческого капитала в мировом пространстве.

В последнее время реформы образования в странах СНГ, особенно в России в Казахстане, стали темой горячих дискуссий. В условиях глобализации общество меняется и предъявляет совершенно новые требования к системе образования. А эксперты, и власти демонстрируют стремление пристальнее вглядеться в модели, которые в этой области используются западными странами.

Долгое время  наше государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.

Совершенно ясно, что новая социальная среда требует других  подходов к образованию, очевидным становится и то, что простая замена на «западную модель» не самое лучшее из всех возможных решений. И тем не менее интеграция в европейскую зону высшего и послевузовского образования позволяет нам знакомиться с  некоторыми тенденциями в западном образовании, что весьма полезно.

После развала Советского Союза произошёл внутренний кризис образовательной системы. Мы обеспечили возможность получения высшего образования как можно большему числу молодых людей, но тем самым опустили пороговый уровень, сделали  более низким в экономическом и социальном плане, более доступным. Высшие учебные заведения столкнулись с одинаковыми проблемами: несоответствующая требованиям времени система управления, плохое финансирование исследовательской и преподавательской работы, неспособность соответствовать запросам рынка. В результате университетский диплом

перестал являться безусловным пропуском в дальнейшую профессиональную деятельность. Соответственно начали расти ряды аспирантуры. И это особенно заметно в сфере социальных наук -юриспруденции, бизнесе и управлении, а также в политических науках.

В  марте 2010 года Казахстан  официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2015 г. предстоит осуществить реформирование казахстанского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования. Казахстан стал 47 страной вступившей в Европейское пространство высшего образования ЕПВО, что стало реальностью после подписания декларации на конференции Будапешт-Вена, одновременно с десятилетним юбилеем Болонского процесса.

Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Европа весьма изобретательна в создании новых подходов к образованию, поэтому в  современном мире открытие границ между государствами происходит и в университетских аудиториях.

В целом отношение казахстанской  и российской вузовской общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма неоднозначным. Многие преподаватели искренне убеждены, что система подготовки дипломированных специалистов, сложившаяся ещё в советское время, является лучшей в мире,  а любые изменения нежелательны. Такое отношение объясняется не только действительными успехами (в основном, в прошлом) советских ученых и инженеров, но и малой информированностью о реальном положении дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия наша страна была отгорожена от остального мира "железным занавесом" и только, когда она стала независимой, появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.   И как показывает опыт европейского образования «интернациональный подход оказывается важным условием эффективности обучения». Цитата из исследования о высшем образовании в Европе доказывает это: «Во всё более взаимозависимом мире, в котором мы живём сегодня, никогда ещё так не ощущалась потребность в людях, которые бы не только владели иностранными языками, но и могли общаться с зарубежными партнерами на основе глубокого понимания социально-экономических систем их стран, знания политических и социальных структур, ценили бы исторические и культурные традиции, которые сформировали образ мышления тех людей, с которыми они взаимодействуют». Встав на путь интеграции в европейскую зону образования, мы понимаем, что это очень важные слова, и, что это  необходимо учитывать при наборе студентов и преподавательского состава. Но мы не должны потерять наши национальные традиции в области образования, так как «своеобразие образовательных систем - это общеевропейское богатство».

В задачах  Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы написано, что необходимо « обеспечить интеграцию образования и науки, создать условия для коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности и  обеспечить интеграцию  в европейскую зону высшего образования»

В настоящее время Казахстан является участником  всех основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка. «Это Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека, Болонская и Лиссабонская Конвенции в области высшего образования и ряд других. С целью поддержки и реализации рекомендаций Всемирных форумов «Образование для всех» в Джомтьене и Дакаре Казахстан принял Национальный план действий «Образование для всех». Наша страна стала первым  постсоветским государством и первой азиатской страной, которая в 2010 году возглавила Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Эта высокая честь  для Казахстана и это ещё раз подтверждает, что мы на правильном пути интеграции в европейскую зону высшего образования, мы входим в мировое образовательное пространство, и нас воспринимают равноправными партнёрами.

Свободное движение информации и идей способствует крушению стереотипов. И молодое население страны становится полностью открытым для новых идей, готово обучаться, быть мобильными и думать  о будущем нашей Родины. Так как место страны в мире «определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве», - написано в государственной   программе  развития образования Республики Казахстан. Мы должны стремиться к достижению мирового уровня образования, поэтому прорывной проект Н.А.Назарбаева «Назарбаев интеллектуальные школы», а также открытие высшего учебного заведения мирового уровня – «Назарбаев Университет» позволит нам воспитать своих отечественных специалистов и добиться поставленных целей, выполняя задачи Болонского процесса,  и войти в единое образовательное пространство. Контроль над качеством высшего образования, академическая мобильность студентов и преподавателей, кредитная технология обучения, трёхуровневая система высшего образования - это  необходимые «параметры Болонского процесса». Президент поставил перед нами высокую планку. К 2020 году среди стран СНГ мы должны занять лидирующие позиции, а знания и уровень человеческого капитала нашей страны должны подтвердить международные эксперты.

Дальнейшая модернизация системы образования и улучшение её качества с перспективой выхода на европейский уровень будет продолжена в Казахстане но, чтобы её осуществить, необходимо многое сделать. Поэтому образование, став стилем жизни должно стимулировать накопление опыта, взлёт творческой активности и желание обучаться в течение всей жизни!

 

 

Список используемой литературы

1.     Вюльстеке М. Пятёрка по европейской интеграции. Журнал «Европа» ,  №2 (19)1995.

2.     Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. пол ред.– М..2005.

3.     Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. под ред. Е.Д. Божович. –М., 2005.

4.     Тиффин Д. Что такое виртуальное обучение. _ М.,1999.

5.     Schools for the 21-st Century. Leadership, Imperatives for Educational Reforms. – San Francisco, 1990.

6.     Европейское пространство высшего образования —Википедия.mht

7.     Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий – Алматы, 2009.

 

 

 

 

 

Категория: New in Education | Добавил: Juliya (23.11.2011)
Просмотров: 890 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 Бесплатная раскрутка сайта